О празднике тыквы Halloween (Хэллоуин). Праздник Хэллоуин – нужно ли запрещать? (Опрос)

Несёт ли опасность праздник Хэллоуин? Нужно ли его запрещать? Об этом мы спросили представителей разных конфессий Российской Федерации. Подробнее в статье!

Региональные министерства образования не рекомендуют допускать празднование Хэллоуина в российских школах. Тем не менее, официального запрета на этот праздник нет . В сети предлагаются сценарии для “школьного Хэллоуина”, а в магазинах появляются стенды с атрибутикой праздника. Нужно ли запрещать празднование Хэллоуина, и какую альтернативу предложить детям? Отвечают православные, католики и мусульмане.

Когда подобным образом поминают нечистую силу, то оправдать это в какой-то степени, казалось бы, может только, если люди во все это не верят, для них все - игра. Но мы знаем, что дьявол как раз очень заинтересован в том, чтобы в него не верили. Это Бог хочет, чтобы в Него верили.

Когда в игровом виде темные силы вспоминаются, естественно, что никто не воспринимает всерьез: «Мы же просто так играем, а ничего на самом деле и нет». А оно на самом деле есть, и понятно, что любой верующий должен держаться подальше от подобного рода «праздников».

Но вот запрещать праздник Хэллоуин, думаю, не имеет смысла. Я вообще против каких бы то ни было официальных запретов. Кто может официально запретить? Государство? Мне кажется, Церковь должна как можно меньше прибегать к покровительству государства в каких бы то ни было вопросах.

Да и запретный плод - он всегда слаще.

Думаю, что вопрос решается проще: если родители верующие, православные, то они вполне могут сказать своим детям: «Вам в этом празднике участвовать нельзя». И объяснить, почему.

Священник Кирилл Горбунов, директор Информационной службы римско-католической архиепархии Божией Матери в Москве:

Праздник хэллоуин. Важно не заиграться

Озабоченность священников и светских властей можно понять. Говоря о Хэллоуине, они имеют в виду чисто светский фестиваль, который на Западе, например, в Америке, приобрел в последнее время характер настоящей истерии. Так, в прошлом году американцы потратили на наряды и на конфеты для Хэллоуина фантастическую сумму в 6,5 миллиардов долларов.

Налицо некая форма массового безумия, которая, как многократно отмечали представители Церкви и общественных организаций, носит порой не только гротескный, но и зловещий характер.

Хотя в большинстве случаев, конечно же, речь все-таки идет о невинных развлечениях, страшилках, которые всегда были популярны у детей и подростков.

Наступило время, когда общество, в котором мы живем, с восторгом готовится к «празднику» Halloween. Однако далеко не всем известно, что он из себя представляет, каково его происхождение и сущность и почему он противоречит учению Церкви.

Праздник Halloween появился среди кельтских племен Англии, Ирландии и северной Франции (Галлии) в дохристианскую эпоху. Являясь язычниками, кельты верили в зарождение жизни из смерти. Начало «нового» года, новой жизни вообще, они отмечали глубокой осенью, в ночь с 31-го октября на 1-ое ноября, когда начиналась пора холода, тьмы и смерти. В эту ночь они прославляли языческого бога Самхаина, почитаемого ими как Повелителя Смерти. В канун «новогоднего торжества» друиды (кельтские жрецы) тушили домашние очаги, огни, костры, светильники. Вечером следующего дня они зажигали огромный костер, на котором совершались жертвоприношения князю тьмы и смерти. Друиды верили, что если Самхаин останется довольным жертвенными воздаяниями своих верных, он разрешит душам умерших посетить в этот день свои дома. Отсюда и берет начало укоренившийся в языческом мире обычай бродить в ночь на Halloween разряженными в костюмы приведений, ведьм и всяких других духов, символизирующих общение с загробным миром и нечистой силой.

Важной частью языческого культа является также и «забава» Trick-or-Treat, представляющая собой ритуализированный акт приношения темным силам, состоящим на службе у Самхаина. Считалось, что души умерших, воцарившиеся в мире тьмы, холода и смерти, в день своего посещения мира живых испытывают неутолимый голод. Поэтому кельские язычники готовили угощения блуждающим во мраке ночи духам, ибо верили, что если они не будут умилостивлены приношениями, то гнев и проклятия Самхаина обрушатся на людей.

Вот каков истинный смысл этого языческого праздника. Совершенно очевидно, что православному христианину невозможно принимать участие в подобных «торжествах,» ибо это есть прямое выражениe идолопоклонничества, измена Господу Богу нашему и нашей Св. Церкви. Принимая участите в ритуале подражания мёртвым, скитаясь во мраке ночи и выпрашивая или раздавая угощения, мы проявляем желание войти в общение с мёртвыми, чей повелитель уже не Самхаин, но сам Сатана, Лукавый, восставший против Господа Бога. Раздавая угощения, мы не просто дарим конфетки невинным детям, но преподносим дар в память и честь Самхаина, а значит, и Сатаны.

Есть и другие обычаи, относящиеся к Наlloween, от которых нам следует отойти. Например, всевозможные гадания, пророчества, колдовство и ворожба или обычай выставлять тыкву с вырезанной на ней страшной рожицей и зажженной внутри свечой, называемый «Jack O’Lantern» (Джек Лампадный). В тыквы (а в древние времена использовались и другие овощи) приносили «новый» огонь от священного костра, а рожица на тыкве служила образом мёртвых. Такой «священный светильник», горевший всю ночь, является бесовским извращением святой лампады, зажжённой перед образом Спасителя и Его угодников. Даже украшение дома подобной тыквой с «весёлой» рожицей уже является участием в языческом празднике смерти.

Святые отцы раннехристианской Церкви, которая в то время была строго православной, старались противостоять языческой традиции кельтов и установили в этот же день христианский праздник Всех Святых (в Восточной Церкви поминание Всех Святых совершается в первое воскресенье Пятидесятницы). От праздника Всех Святых и происходит слово Halloween – т.е. Аll Hallows’ Even, что значит «канун Всех Святых», которое со временем сократилось до «Hallow E’En.» К сожалению, по незнанию или невежеству людей, языческое празднество, отмечаемое в один день с христианским праздником Всех Святых (на Западе), стали ошибочно называть Halloween.

На усилия Церкви побороть языческий праздник антихристиански настроенные люди ответили еще большим проявлением ревности в этот вечер. Mнoгие обряды совершались при осквернении и издевательстве над христианскими богослужениями, наряжались скелетами в насмешку над почитанием Церковью мощей святых, украденные кресты и даже Св. Дары употреблялись для кощунственных действий. Обычай выпрашивания подаяний превратился в систематические преследования христиан, которые в силу своих убеждений не могли принимать участие в празднике, посвященному князю тьмы и смерти.

Приверженность западного общества языческому празднику свидетельствует о том, что попытки Западной церкви заменить языческое празднование христианским праздником и понятиями не имели успеха. Но почему языческий культ, явно противоречащий православной вере, так прочно укоренился среди многих христиан? Причины всего этого коренятся прежде всего в духовной апатии и вялости христиан, которые обильно питают безбожие, атеизм и богоотступничество. Общество, убеждая нас в том, что Halloween и подобные ему праздники, несмотря на свои явные языческие истоки и идолопоклонническую сущность, безвредны, невинны и не имеют большого значения, подрывает тем самым наши духовные устои, способствует распространению маловерия и атеизма.

«Праздник» Halloween подрывает самые устои Св. Церкви, основанной на крови мучеников, отказавшихся хоть как-либо почитать или служить идолам. Св. Церковь должна занять строгую позицию противления подобным явлениям, раз нам Христос Спаситель сказал, что Господь Бог нам Судия во всех наших поступках и убеждениях и что наши дела могут быть или «ЗА БОГА» или «ПРОТИВ БОГА». Нет среднего «нейтрального» пути.

Сегодня мы являемся свидетелями зарождения сатанинских культов. В ночь на 1-е ноября совершаются сатанинские «службы», имеются сведения о похищении и убиении служителями Сатаны маленьких детей. Теперь сатанисты уже приступили и к ритуальному убиению православных священнослужителей, как неоднократно случалось в штате Калифорния… Везде Сатана протягивает сети с целью поймать как можно больше невинных людей. Газетные лавки полны печатного материала о спиритизме, сверхъестественных явлениях, сеансах, пророчествах и всевозможных действах, вдохновляемых бесами. Все эти дела служат Сатане, ибо они исходят не от Духа Святого, но от духа прискорбного мира сего.

Американский праздник Halloween набирает популярность на постсоветском пространстве - магазины наполнены черно-желтым декором и атрибутикой, учебные заведения проводят концерты и праздники для учащихся. А что говорит православие о Хэллоуине?

Несмотря на возмущение деятелей образовательного и культурного сектора, официального запрета на его проведение нет. Но многие люди категорически не хотят принимать и поддерживать данное празднество.

Хэллоуин: история возникновения

Высказывает ли православие о Хэллоуине какое-то мнение? Конечно, но прежде, чем ознакомится с ним, следует узнать историю этого празднества. Изначально, Хэллоуин был частью кельтского язычества , только назывался он тогда - Самайн и был не совсем праздником.

Кельтский праздник Самайн

Самайн был днем отсчета нового года, но это не был добрый праздник как сегодня. Кельты и друиды считали, что в этот день открывается дверь между миром людей и миром духов и последние могут спокойно посещать первых. Дорога при этом была открыта и людям в мир духов, но в отличии от тех, люди никогда не возвращались обратно.

Как относится к нецерковным праздникам:

Поэтому Самайн был днем зла, ведь на улице блуждали отнюдь не добрые привидения, а настоящие монстры. Они были наполнены злобой и стремились навредить человеку как можно больше. Но их можно было «задобрить» - принести жертвоприношение. Некоторые свидетельства говорят, что кельты иногда приносили в жертву даже собственных детей.

Друиды в этот день зажигали костер на горе, который должен был защитить мир людей от духов. По всей стране никто не должен быть зажигать очаг, и лишь утром друиды раздавали от костра головешки, чтобы люди могли зажечь очаг. Эта традиция переплетается с другим языческим праздником - Белтайн. Люди боялись смерти, которую приносили духи поэтому неукоснительно соблюдали оба празднества.

Первый, кто показал людям греховность этих обрядов - был Святой Патрик, покровитель Ирландии. Именно он проповедовал по всей Ирландии Христа (а именно Ирландия была страной кельтов) и открыто говорил о грехе, который ложился на людей после жертвоприношений духам. Именно благодаря Святому Патрику, кельты были освобождены от суеверий и язычества, а также от всех ужасных традиций, которые их сопровождали.

Религия кельтов - это не просто красивая история и вера в живые деревья, как рисуют сегодня в фильмах и мультиках. Это страшное, кровавое язычество, которое отравляло людей и мешало им принять истинного Спасителя - Иисуса Христа и Единого Господа. Вся история праздника Самайна или современного Хэллоуина основана на кельтском язычестве и страшных традициях.

Важно! Святой Патрик предложил вместо страха перед духами праздновать 1 ноября День Всех Святых, что позднее одобрила католическая церковь и что сегодня для православного христианина ближе, нежели праздник Хэллоуин.

Святой Патрик

Атрибуты

Самым явным и важным аксессуаром данного празднества является светильник-тыква - «светильник Джека». Он представляет собой большую тыкву, из которой убрана вся внутренность, вырезана устрашающая морда и поставлен светильник так, что при его зажигании, тыква становится «головой» с устрашающим выражением лица.

В чем же смысл Джека-Фонаря? В мировом справочнике от 1977 года можно найти такое описание данному фонарю - безобидная тыква с фонарем, на самом деле является древним символом души, которую прокляли.

Есть три версии возникновения такого странного атрибута:

  • это был символ конца сбора урожая;
  • был способом отпугивания злого духа (поэтому морду необходимо обязательно рисовать злую);
  • последняя легенда же повествует про пьяницу Джека, который заключил сделку с дьяволом. Такой поступок Бог не простил и обрек его на вечные скитания по земле.

Не менее важна, а для некоторых является главной причиной празднования, это традиция ходить по домам и выпрашивать сладости, говоря Trick-or-Treat - сладость или шутка. Его истинная сущность - это ритуал жертвоприношения злым силам. Кельтские верования говорили, что в этот день духи бродят по земле, и чтобы они не причинили вреда, им необходимо выставить на порог дома угощение - жертву, обычно то было некое животное. В противном случае духи сыграют злую шутку - причинят вред дому.

О злых силах:

Помимо этих двух главных атрибутов, весь Хэллоуин наполнен символами и атрибутами смерти, зла и оккультизма.

Хэллоуин, или так называемый «Праздник тыквы»

Православие и Хэллоуин

У Русской Православной Церкви есть четкое мнение - она не благословляет христиан на участие в празднике Хэллоуин. Причем, не только не участвовать, но и не поддерживать тех, кто его проводит. На это есть несколько причин:

  1. Происхождение данного праздника, его способ проведения и суть являются строго языческими и несовместимыми с принципами и устоями христианской веры.
  2. Хэллоуин - это кощунственная насмешка над днем Всех Святых.
  3. Облачение людей в костюмы колдунов и монстров - неприемлемо, для верующего человека, поскольку противоречит Писанию и церковным канонам.
  4. Атрибутика праздника неприемлема для православного человека, поскольку полностью противоположна христианским ценностям и подменяет их: магия, колдовство, духи зла, обряды язычества, жертвоприношение, злые розыгрыши. Явная ассоциация праздника Хэллоуина с язычеством не дает возможность настоящему христианину принимать участие в этом.
  5. Хэллоуин выступает оружием демонизации сознания детей и молодежи, он пропагандирует моду на атрибутику смерти и колдовства, возвеличивает жестокость и нивелирует милосердие и добро.

Последний пункт данного перечня особенно важен, поскольку детское сознание крайне уязвимо к информации, поступающей извне. Дети не просто переодеваются в злых персонажей, они отождествляют себя с ними, и это у них вызывает намного более тесную связь нежели у взрослого. Именно поэтому, казалось бы, веселое переодевание наносит серьезное разрушение детскому сознанию.

Внимание! Активное участие в подобных мероприятиях приводит к серьезным психическим и личностным нарушениям.

Библия против Хэллоуина

Любой верующий должен соотносить все движения в мире с Библией , поскольку это Божье слово и сообщает людям мнение Господа относительно всех событий.

Что же она говорит относительно Хэллоуина? Апостол Павел говорил:

«Удерживайся от всякого рода Зла…».

Тьма в Библии олицетворяет дьявола и все силы бесовские, которые противостоят Господу, Который есть Свет.

Тьма - это символ всего мирского и языческого, всех противников Господа, всех не верующих в Него. Тьма - это грех, безбожие, христианину необходимо убегать от нее. Прочитав историю торжества Хэллоуина, разве не стало для христианина очевидным, что сообщатся с этим не следует? Христианин - это сын Христа, он не принадлежит тьме (Еф. 5:4-13).

Сатана использует все инструменты, самые яркие, красочные вещи, чтобы увлечь христианина от истины, от Бога. Праздник с тыквами-фонариками и страшными костюмами - один из инструментов сатаны. Разве молодым людям не хочется провести время весело, нежели ходить в храм или читать Божье Слово? Человеческий разум очень быстро увлекается и его восприятие притупляется, он быстро прилепляется ко греху и совсем теряет связь с Господом.

Молодым людям следует понимать, что невозможно стоять на двух стульях одновременно - невозможно любить Господа и ходить в костюмах монстров по улицам. Христиане должны нести свет и любовь в мир , а разве можно это сделать, участвуя в шествиях ведьм и мумий?

Апостол Иоанн пишет, что невозможно любить мир и Бога одновременно. Поэтому следует удаляться от всего мирского.

Можно ли праздновать Хэллоуин. Священник Игорь Сильченков

Шамиль (Павел) ЗАРИПОВ

Приближается 31 октября, когда множество людей внезапно начинает готовиться к так называемому хэллоуину (Halloween) — «Дню всех святых». Причём тут тыква, зачем молодёжь наряжается в демонов и чудовищ, и причём тут святые? Информация бралась из самых разных источников, отдельное спасибо сайту Русской Православной Церкви в Лондоне (РПЦЗ) за публикацию интересной проповеди .

Кельтский праздник урожая… и смерти

Праздник Хеллоуин появился среди кельтских племен Англии, Ирландии и северной Франции (Галии) в дохристианскую эпоху. Являясь язычниками, кельты верили в зарождение жизни из смерти. Начало «нового» года, новой жизни вообще, они отмечали глубокой осенью, в ночь с 31-го октября на 1-ое ноября, когда начиналась пора холода, тьмы и смерти. Есть распространённая среди католиков, православных и протестантов точка зрения, что кельты почитали бога смерти по имени Самайн, умилостивляя его жертвами, а другие источники говорят, что «Самайн» (Саман, Сауин и так далее) следует переводить с ряда языков кельтского происхождения как «конец лета».

Кельты считали, что в этот день бог умирает, чтобы позже родиться вновь. Потому в ирландском Samhain — это ноябрь, и в этот день начинается новый год. Также в этот день завершали складирование зерна, резали скот, делая запасы на зиму. Люди прыгали через костры. По преданию, в этот день умирали люди, нарушавшие обрядовые табу.

И в современных северных областях Ирландии и Шотландии проводятся всевозможные ритуалы умилостивления духов и в канун «новогоднего торжества» друиды (кельтские жрецы) тушили домашние очаги, огни, костры, светильники. Вечером следующего дня они зажигали огромный костер, на котором совершались жертвоприношения князю тьмы и смерти.

Друиды верили, что если бог смерти (или просто духи) останется довольным жертвенными воздаяниями своих верных, он разрешит душам умерших посетить в этот день свои дома. Отсюда и берет начало укоренившийся в языческом мире обычай бродить в ночь на Хеллоуин разряженными в костюмы приведений, ведьм и всяких других духов, символизирующих общение с загробным миром и нечистой силой.

Важной частью языческого культа является также и «забава» Trick-or-Treat (кошелёк или жизнь), представляющая собой ритуализированный акт приношения темным силам, состоящим на службе у Самхаина. Считалось, что души умерших, воцарившиеся в мире тьмы, холода и смерти, в день своего посещения мира живых испытывают неутолимый голод. Поэтому кельские язычники готовили угощения блуждающим во мраке ночи духам, ибо верили, что если они не будут умилостивлены приношениями, то гнев и проклятия Самхаина обрушатся на людей.

Видно, что праздник, в конечном итоге, выходит довольно-таки грустным и имеет мало отношения к христианству. Но почему же он сохранился в христианском мире?

Миссионерская дипломатия

Со дня Пятидесятницы (дня создания Церкви), служителям Христовым было необходимо вести миссионерскую деятельность в языческой среде. И порой вступали в смертельную конфронтацию, когда проповедников убивали. Но следом приходили новые люди, рассказывали о Христе, и в конце концов, Церковь победила. Почти трёхсотлетний опыт борьбы церкви с римским синкретизмом показал, что христианство победило не административной и не военной силой, а чем-то другим. Сверхъественной силой Святого Духа, который вдохновлял сотни и тысячи мучеников на их подвиг во имя Христа.

Также неправомочно считать, что христианство навязал Римской империи Константин Великий. Христиан в то время было не более десяти процентов, но просвещённый Святым Духом неглупый правитель понимал, что разрозненное противоречивое язычество не в состоянии что-либо противопоставить таинственной Силе, которая в ночь перед решающей битвой явила ему крест и сообщила «этим победишь!». Показать римлянину крест (орудие казни!) как оружие победы – это по-настоящему сильно. Но Константин поверил и вошёл и в историю и в святцы.

В Восточной Римской империи христианство стало государственной религией со всеми плюсами и минусами этого положения. У Церкви появился тот самый административный ресурс, и порой это поворачивалось и против неё самой – и снова оказывалась в позиции, казалось бы, безнадёжно гонимой. А иногда христианские правители силой или указами подавляли деятельность еретиков. Всё это было. Но Церковь всегда могла показать, чем она победила на самом деле.

В 7 веке в Англии бенедиктианский учёный монах Беда Достопочтенный составил «Церковная история народа Англов», где приводит историю миссионерской деятельности Церкви среди островных народов. И приводит интересное письмо самого святителя Григория Великого к посланному им аббату Меллиту.

«Когда Бог Всемогущий приведет вас к нашему преподобнейшему брату епископу Августину, сообщите ему мое решение, принятое после долгих раздумий относительно народа англов. Я решил, что храмы идолов этого народа не должны быть разрушены. Уничтожив находящихся в них идолов, возьмите святую воду, и окропите эти капища, и воздвигните в них алтари, и поместите святые реликвии. Ибо если храмы выстроены прочно, весьма важно заместить в них служение идолам службой Истинному Богу. Когда эти люди увидят, что святилища их не разрушены, они изгонят заблуждения из своих сердец и с большей охотой придут в знакомые им места, чтобы признать Истинного Бога и молиться Ему.

Также можно заменить каким-либо праздником присущий им обычай закладывать быков в жертву демонам. Так, в день освящения даров или в праздники святых мучеников, чьи реликвии помещены в храме, следует позволить им возводить вокруг храма шалаши из веток и праздновать там. Не давайте им приносить животных в жертву дьяволу, но пускай они сами употребляют их в пищу, благодаря Творца всех созданий за Его щедрые дары. Так через внешние радости им легче будет прийти к радостям внутренним; ведь невозможно в один миг лишить всего их неподатливые умы.

Человек, намеревающийся взойти на вершину, карабкается по уступам вместо того, чтобы перепрыгивать через них. Так и Господь, явив себя израильтянам в Египте, повелел им служить Ему теми же жертвами, что до того они приносили дьяволу, и приказал им закладывать животных в жертву Ему. Уже с иными чувствами они откладывали часть жертвы и оставляли прочее, и хотя они закладывали тех же самых животных, но приносили их в жертву Истинному Богу, а не идолам, и, значит, это была уже иная жертва. Это вы и должны передать нашему брату, дабы он в своем положении рассудил, как лучше это сделать».

И именно эта методика миссионерства, которая привела к наибольшей эффективности и во многом сформировала наш богослужебный круг. Так, у нас сегодня есть праздники, заместившие когда-то языческие. Например, доподлинно неизвестно когда именно родился младенец Иисус Христос. Но 25 декабря в Римской империи праздновали день Непобедимого Солнца (по разным версиям, Митры или Сола).

И вот, в 4 веке священноначалие принимает решение установить празднование Рождества Христова – с целью рассказать людям о праздновании рождения «Истинного Солнца Правды». В Писании и песнопениях Господь Иисус Христос называется Незаходимым Светом (Откровение, главы 21-22), и Солнцем правды (Малахия 4:2). В праздник заложена радость о том, что Господь пришёл в мир, чтобы принести нам спасение, в песнопения заложено догматическое поучение об учении Церкви. Сравните это с рекомендациями святителя Григория Великого, и вы будете смеяться над «разоблачениями», в которых утверждается, что православные празднуют языческие праздники.

Хеллоуин — дипломатический провал… или реакция?

Святые отцы раннехристианской Церкви, которая в то время была строго православной, старались противостоять языческой традиции кельтов и примерно в 5 веке установили в этот же день христианский праздник Всех Святых (в Восточной Церкви поминание Всех Святых совершается в первое воскресенье по Пятидесятнице, то пятидесятый день после Пасхи плюс неделя).

От праздника Всех Святых и происходит слово Хеллоуин — т.е. Аll Hallows’ Even, что значит «канун Всех Святых,» которое со временем сократилось до «Hallow E’En.» К сожалению, по незнанию или невежеству людей, языческое празднество, отмечаемое в один день с христианским праздником Всех Святых (на Западе), стали ошибочно называть Хеллоуин.

Приверженность западного общества языческому празднику свидетельствует о том, что попытки Западной церкви заманить языческое празднование христианским праздником и понятиями не имели успеха. Но почему языческий культ, явно противоречащий православной вере, так прочно укоренился среди многих христиан? Причины всего этого коренятся прежде всего в духовной апатии и вялости христиан, которые обильно питают безбожие, атеизм и богоотступничество.

Общество, убеждая нас в том, что Хеллоуин и подобные ему праздники, несмотря на свои явные языческие истоки и идолопоклонническую сущность, безвредны, невинны и не имеют большого значения, подрывает тем самым наши духовные устои, способствует распространению маловерия и атеизма.

Как в случае со многими неоязыческими культами (в том числе славянским), христианству удалось побороть сущность религиозной системы кельтов. Люди забыли страшную суть некоторых праздников, обрядов. Но Церковь, в рамках своей миссионерской дипломатии, попыталась взять от неё важное и достойное, чтобы дать людям старое содержание на новый лад – то есть память предков и почитание умерших.

Насколько успешно это получилось – можно судить по тому, что 31 октября в Западной Церкви память всех святых всё же чтится – там, где есть такое почитание. Люди вспоминают именно святых и молятся об усопших. Но параллельно существует некое остаточное явление от языческого праздника – со всеми известными атрибутами.

Отдельные участники хэллоуина зачастую считаются христианами и совершенно спокойно в этот день рисуют и вырезают тыквенные рожицы, одеваются в страшные костюмы и идут на тематические мероприятия, не осознавая несовместимости демонского обличия со званием христианина. Тогда как большая часть вообще отрицает религиозную подоплёку происходящего и даже могут быть атеистами. Но это особенно страшно, ведь человек вступает в праздное общение с тёмными силами, отвергая Бога. И становится игрушкой в руках этих сил.

На усилия Церкви побороть языческий праздник антихристиански настроенные люди ответили еще большим проявлением ревности в этот вечер. Mнoгие обряды совершались при осквернении и издевательстве над христианскими богослужениями, люди наряжались скелетами в насмешку над почитанием Церковью мощей святых, украденные кресты и даже Св. Дары употреблялись для кощунственных действий.

Фонарь Джека

Посмотрим в википедии, что из себя представляет фонарь Джека (он же зловеще улыбающаяся тыква). «Традиция вырезания лица из тыквы имеет многовековую историю. Согласно ирландской легенде (очевидно, что созданной уже после принятия христианства) жадный до денег кузнец-выпивоха Джек предложил как-то властителю преисподней пропустить с ним пару стаканчиков в трактире.

Когда пришло время расплачиваться, предприимчивый ирландец попросил дьявола обратиться монеткой. После чего Джек, не мудрствуя лукаво, быстро положил её к себе в карман, где как раз лежал серебряный крестик. Дьявол оказался в ловушке - «у Христа за пазухой». И, как ни старался, он не мог принять первоначальное обличье. В конце концов, дьявол добился своего освобождения, пообещав взамен год не строить Джеку козни, а также после его смерти не претендовать на его душу.

Во второй раз хитрый кузнец обвел вокруг пальца доверчивого Сатану, попросив его залезть на дерево за фруктами. Как только нечистый взгромоздился на раскидистую крону, Джек нацарапал на стволе крест. Так он выторговал себе ещё десять лет беззаботной жизни. Воспользоваться полученными привилегиями выпивоха Джек не смог, потому что в скором времени умер. После смерти грешника не допустили в рай. Ни Богу, ни дьяволу Джек оказался не нужен.

Неприкаянный ирландец в ожидании Судного дня был вынужден бродить по земле, освещая себе путь кусочком угля, который ему напоследок бросил лукавый. Джек положил тлеющий огонек в пустую репу и пустился в странствование. Отсюда и название фонаря - англ. Jack-o-lantern, сокращённое англ. Jack of the Lantern».

История интересная и даже в чём-то поучительная, но опять же, имеющая мало отношения к Православию. Но она отвечает на вопрос о том, кого же показывает нам светящаяся тыквенная голова. Точнее, изначально репы. Там же мы читаем интересное дополнение о распространении хеллоуинской резьбы по тыкве:

«Впервые «светильники Джека» появились в Великобритании, но первоначально для их изготовления использовали брюкву или репу. Считалось, что подобный плод, оставленный в День всех святых около дома, будет отгонять от него злых духов. Когда традиция празднования Хэллоуина распространилась в США (благодаря шотландским и ирландским мигрантам), светильники стали делаться из тыкв, более доступных и дешёвых. Впервые создание тыкв-светильников в Северной Америке было зафиксировано в 1837 году; этот ритуал, проводившийся во время сбора урожая, не имел никакого отношения к Хэллоуину вплоть до второй половины XIX столетия».

Подобная история есть и в текстах для чтения наших школьных учебников английского языка. Итак, мы узнаём из открытых источников (которые легко проверить другими), что традиция использования тыквы чрезвычайно поздняя. Но даже более древняя традиция изготовления подобных светильников исходит из легенды о падшей неприкаянной душе. В Православии нет учения о призраках людей. Неприкаянно бродят по земле, причиняя людям неприятности, только бесы.

Колядки или Кошелёк-или-Жизнь?

Я вырос в маленьком военном городке, и помню, что на рождественские святки по домам ходили всем известные детишки из неблагополучных семей. С некоторыми из них я учился в параллельном классе, и нам никогда не было жалко для них конфет, печенья и мелких денег.

В биографии отца реформации Мартина Лютера я встречал момент, что в юности, учась на юридическом факультете, он едва сводил концы с концами и зарабатывал на пропитание пением под окнами псалмов и других песнопений. По всей видимости, это была нормальная практика в католических странах. Получается, что эту традицию церковный народ также вполне успешно воцерковил.

Но если воцерковлённая молодежь сегодня поёт «Слава Богу родился Христос», тропари и кондаки, то народные колядочные песенки довольно жёсткие – кто не подаст, тому что-то будет («Кто даст, Тот - князь, Кто не даст - Того в грязь!»). Но что остаётся петь человеку, для которого не существует радости о родившемся Господе? А как мы уже знаем, с похожей мотивацией ходила по домам кельтская молодёжь. Кто не подаст (не принесёт жертву) – на того прогневаются духи, предки и так далее.

В самих колядках нет ничего языческого, если человек приходит попросить, неся в ответ светлую радость христианского праздника.

Ночь нечистой силы или о свободе быть человеком

В том, как отмечает хэллоуин современный секулярный мир, нет ничего христианского. Это очередной разнузданный праздник, спекулирующий на его якобы целиком христианском происхождении. Ясно об этом и говорит стремление приодеться пострашнее. Люди одевают костюмы скелетов, бесов, вампиров, зомби, красят лица страшным гримом и собираются на вполне разгульные действия, где часто рекой льётся алкоголь.

Люди приравнивают себя к нечисти забывая о высоком достоинстве человека. Светские гуманисты много говорят об этом, при этом отношение к религии выражают через категории свободы. Но Библия и Православная Церковь говорит о высшем предназначении человека. Человек свободен, он волен выбрать и путь полного порабощения себя стихиям мира сего, но при этом, как не парадоксально, потеряет свободу. Свободу быть человеком.

МОСКВА, 31 окт — РИА Новости, Милена Фаустова, Марина Борисова. В ночь с 31 на 1 ноября многие люди в России, как и во всем мире, вслед за США и Канадой готовятся отмечать Хэллоуин, языческий праздник, смысл которого сегодня уже мало кто понимает.

"Это отвратительное маски-шоу противоречит духовным и культурным традициям народов России"… "Искажение человеческого лица с помощью масок, изображающих звероподобных и демонических существ, не может не наложить отпечаток на эмоциональное состояние человека, не может не затронуть его душу"… "У мусульман крайне отрицательное отношение к этому событию, Хэллоуин демонстрирует признаки откровенного бесовства, поэтому о нем в положительном ключе от любого мусульманина вы не услышите — ни в Европе, ни в Америке, нигде"…

С редким единодушием религиозные и общественные деятели обличают этот "коммерческий проект" и средство "культурной колонизации", педагоги и психологи тревожатся за неокрепшую детскую психику, для которой могут быть опасны "игры с образами зла", а юные православные активисты собираются "с плакатами и листовкам" ходить по улицам и "объяснять прохожим, почему не стоит отмечать или пропагандировать Хэллоуин".

А тем временем "любителей наряжаться и пугать других" всеми доступными способами наперебой зазывают купить маскарадные костюмы, посетить "веселые вечеринки", "дискотеки ужасов" и "фрик-балы" в ночных клубах, всевозможные Хэллоуин-квесты и даже "ужасающий велопробег". Народ упорно готовится веселиться напропалую, не задумываясь, что он, собственно, празднует.

История Halloween: кельты или индейцы?

Считается, что Хэллоуин (All Hallows Evening — вечер накануне Дня всех святых, или на староанглийском — All hallow ees — месса торжества Всех святых, которое в Римско-католическая церковь отмечает 1 ноября) берет свое начало в культуре кельтов, у которых существовало четыре четко обозначенных начала времен года. Одно из них — праздник Самайн, который отмечали 31 октября — знаменовало собой приход зимы и имело сельскохозяйственное и сезонное значение.

Историки полагают, что восприятию его как темного и языческого праздника, связанного с культом мертвых, мы обязаны христианским монахам X — XI веков. Свою версию они подкрепляют толкованием присутствием традиционных для Хэллоуина атрибутов, например, так называемого светильника Джека.

Согласно ирландской легенде, хитроумному и скупому фермеру по имени Джек удалось обмануть самого дьявола, выманив у него обещание не забирать душу фермера в ад после смерти. А поскольку Джека за его грехи не пустили и в рай, то дьявол, помня о своем слове, "помог" приятелю — дал ему тлеющие угли из адского костра, дабы Джек мог осветить свой путь. А чтобы они дольше горели, вырезал фонарь из репы и положил их в него. С тех пор фонарь или светильник Джека — символ неприкаянной души, которая бродит в темноте, освещая свой путь тлеющими угольками. В западном христианском учении, место, где томятся такие души, называется чистилищем.

В позднекельтской традиции в качестве "светильника Джека" использовали именно репу или брюкву. Тыква же появилась гораздо позже: овощ, скорее всего, был завезен в Европу миссионерами, побывавшими в Северной и Центральной Америке. Оттуда же, по всей вероятности, была позаимствована и некоторая обрядовая сторона современного Хэллоуина. Ведь именно в Мексике, а также Гватемале, Гондурасе и Сальвадоре еще со времен древнеиндейских племен ольмеков, майя и ацтеков в конце октября и начале ноября отмечали (и до сих пор отмечают) День или карнавал мертвых, и тема смерти там играет одну из ведущих ролей.

Задолго до возникновения христианства индейские племена в дар богине Миктлансиуатль — "госпоже мертвых" — в эти дни приносили черепа своих умерших предков, которые бережно хранили в собственных домах как великую семейную реликвию и демонстрировали во время различных ритуалов в качестве символа смерти и своеобразного — конечно, не христианского — воскрешения.

Древние индейцы верили, что души умерших в день Карнавала мертвых возвращаются в некогда принадлежащие им черепа, и, таким образом, на время воссоединяются с живыми.

С христианскими представлениями о Дне всех святых древнеиндейский День мертвых соединился в XV веке — после открытия Америки и активной христианизации местного населения. А с веками он и вовсе стал приобретать черты того Хэллоуина, который известен во всем мире сегодня. Это и черепа-тыквы (тыква в Америке — самый дешевый и доступный овощ) в качестве своеобразной кельтской "нити Ариадны" в чистилище, и карнавальные костюмы, изображающие скелеты, мертвецов, мумий, потусторонних монстров, ведьм, колдунов, и традиция выпрашивать сладости. Последняя, несмотря на то, что уходит своими корнями к дохристианским языческим обрядам, в Средневековье тесно переплелась с обычаями другого католического торжества — Рождества Христова.

Несмотря на то, что Хэллоуин, который стал широко отмечаться лишь в конце XIX века в Америке и Канаде, сегодня приобрел популярность во всем мире и, безусловно, имеет духовную (сакральную) составляющую, в религиозной среде к нему относятся с определенной осторожностью и даже неприязнью.

Отношение к Хэллоуину в России

Как пояснил РИА Новости директор информационной службы римско-католической архиепархии Божией Матери в Москве священник Кирилл Горбунов, Хэллоуин — это "народный фестиваль языческого происхождения", который ошибочно считают католическим праздником. Более того, некоторые католики вообще не знают о его существовании — например, в Камеруне, Уругвае, Корее. Впрочем, в свое время, поскольку Хэллоуин издревле соседствует с двумя великими католическими праздниками — Днем всех святых (1 ноября) и Днем поминовения всех усопших верных (2 ноября), Римско-католическая церковь пыталась "использовать" Хэллоуин для усиления христианской веры.

"Еще святые отцы говорили, что зло не терпит насмешек, потому что суть дьявольского греха — гордость, а она не выносит, когда над ней смеются. Поэтому, как насмешка над силами зла, выступающими против Бога, этот праздник мог существовать, и церковь не имела ничего против него", — сказал католической священник, добавив, что когда праздник превратился в "чисто светский фестиваль, в котором стало слишком много жестокости, насилия и сексуальной распущенности", то целесообразность его проведения исчезла.

Новости и модный флешмоб вдохновили создателей костюма для Хэллоуина Хэллоуин отмечается в США и других англоязычных странах ежегодно 31 октября в канун Дня всех святых по католическому календарю. В соответствии с народными суевериями, именно в канун этого праздника, только раз в год, нечистая сила может прийти на землю.

"В XVIII-XIX веках он был больше детским праздником, потому что дети очень любят страшилки. Сейчас же этот маскарад стал популярен среди взрослых, которые воспринимают его как день вседозволенности, и в нем уже нельзя увидеть христианского понимания зла и отношения к нему церкви", — уверен Кирилл Горбунов. Однако директор информационной службы римско-католической архиепархии Божией Матери в Москве счел "чрезмерным объявлять Хэллоуин опасным для нашего общества и запрещать его".

В Русской православной церкви от празднования Хэллоуина предостерегают уже не одно десятилетие. А в разных городах страны духовенство и простые верующие вот уже какой год выходят с самыми различными инициативами запрета Хэллоуина как на региональном, так и на федеральном уровнях. Председатель Синодального отдела по взаимоотношению церкви и общества Московского патриархата протоиерей Всеволод Чаплин, однако, в разговоре с корреспондентом РИА Новости выразил уверенность, что "просто запреты не помогут".

Последние материалы раздела:

как его можно увидеть и усилить
как его можно увидеть и усилить

Жертвы странной болезни излучают свет, не уступающий по силе электрическому. Таможенники, оформляя документы на автомобиль, обнаружили, что...

Звезды рекомендуют: лучший день для шопинга Осознанного вам шопинга и удачных покупок
Звезды рекомендуют: лучший день для шопинга Осознанного вам шопинга и удачных покупок

Не исключено, что в ближайшие дни вы будете ограничены в деньгах. Вы уверите себя, что вам ничего не нужно – ибо недоступно. Звезды рекомендуют вам...

Кто такие вегетарианцы и какими они бывают?
Кто такие вегетарианцы и какими они бывают?

Вегетарианство - это частичный или полный отказ от продуктов, которые имеют животное происхождение.Данный принцип питания становится все более...