Люсин методика эмоциональный интеллект. Опросник на эмоциональный интеллект ЭмИн (Д.В.Люсин)

Тест (опросник) эмоционального интеллекта Люсина - психодиагностическая методика, основанная на самоотчёте, предназначенная дл измерения эмоционального интеллекта (EQ) в соответствии с теоретическими представлениями автора.

Теоретические основы

Основная статья: Эмоциональный интеллект

В основу опросника положена трактовка ЭИ как способности к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими. Способность к пониманию эмоций означает, что человек:

  • может распознать эмоцию, т. е. установить сам факт наличия эмоционального переживания у себя или у другого человека;
  • может идентифицировать эмоцию, т. е. установить, какую именно эмоцию испытывает он сам или другой человек, и найти для неё словесное выражение;
  • понимает причины, вызвавшие данную эмоцию, и следствия, к которым она приведёт.

Способность к управлению эмоциями означает, что человек:

  • может контролировать интенсивность эмоций, прежде всего приглушать чрезмерно сильные эмоции;
  • может контролировать внешнее выражение эмоций;
  • может при необходимости произвольно вызвать ту или иную эмоцию.

И способность к пониманию, и способность к управлению эмоциями может быть направлена как на собственные эмоции, так на эмоции других людей. Следовательно, можно говорить о внутриличностном и межличностном ЭИ. Эти два варианта предполагают актуализацию разных когнитивных процессов и навыков, однако, предположительно, должны быть связаны друг с другом. Таким образом, в структуре ЭИ априорно выделяется два «измерения», пересечение которых даёт четыре вида ЭИ:

Для создания опросника ЭмИн были разработаны утверждения на каждый вид ЭИ. Предварительные версии опросника проводились на нескольких сотнях испытуемых. Серия факторно-аналитических процедур показала, что более или менее устойчиво выделяется пять факторов, в целом соответствующих предложенной структуре.

Валидизация

В исследовании с использованием опросника ЭмИн приняли участие 745 испытуемых, 166 (22 %) мужского пола и 579 (78 %) женского пола. Возраст испытуемых – от 16 до 67 лет (среднее значение 28,1, стандартное отклонение 11,6). 52 % испытуемых были в возрасте до 23 лет, в связи с чем некоторые виды психометрического анализа проводились отдельно по возрастным группам. Выборка состояла из 25 старшеклассников из Москвы, 374 студентов вузов Москвы и Великого Новгорода, обучавшихся по различным специальностям, и 346 специалистов различного профиля из Москвы и Усть-Илимска.

Внутренняя согласованность основных шкал составила от 0,75 до 0,79, что является достаточно высокими показателями для опросников. Внутренняя согласованность субшкал несколько ниже (в районе 0,7), но и ее можно признать удовлетворительной, за исключением субшкалы ВЭ (0,57).

Был проведен анализ половых различий по шкалам опросника. Ни по одной из шкал и субшкал не было обнаружено значимых различий между дисперсией у мужчин и женщин. Что касается средних, то у мужчин оказались выше значения по всем шкалам, причем эти различия высоко значимы для шкал «Внутриличностный эмоциональный интеллект» и «Управление эмоциями», и находятся на границе традиционно принятого уровня значимости 0,05 для шкал «Межличностный эмоциональный интеллект» и «Понимание эмоций». Эти результаты интересны тем, что они противоречат общепринятой точке зрения (часто подтверждаемой эмпирически), что женщины обладают более высоким эмоциональным интеллектом. Возможное объяснение состоит в том, что в рамках самоотчета испытуемые мужского пола демонстрируют большую уверенность в своей компетентности и более высокую самоэффективность. Обращает на себя внимание, что наибольшие различия наблюдаются по тем шкалам, где преимущество мужчин соответствует гендерным стереотипам, например, представлениям о том, что мужчины лучше контролируют эмоциональную экспрессию и вообще собственные эмоции.

Также была проанализирована связь шкал опросника ЭмИн с возрастом. Испытуемые были разделены на три возрастные группы: от 16 до 25 лет (431 испытуемый), от 26 до 45 лет (221 испытуемый) и от 46 до 67 лет (93 испытуемых). Дисперсионный анализ показал, что есть значимые различия только по шкале «Внутриличностный эмоциональный интеллект» – в старшей возрастной группах среднее значение выше (44,7), чем в младшей (42,6). В целом можно сделать вывод, что возраст испытуемых существенно не влияет на результаты опросника, и поэтому можно проводить статистический анализ и выводить тестовые нормы без учета этой переменной.

Внутренняя структура

В окончательном виде опросник ЭмИн состоит из 46 утверждений, по отношению к которым испытуемый должен выразить степень своего согласия, используя четырёхбалльную шкалу (совсем не согласен, скорее не согласен, скорее согласен, полностью согласен). Эти утверждения объединяются в пять субшкал, которые, в свою очередь, объединяются в четыре шкалы более общего порядка:

  • Шкала МЭИ (межличностный ЭИ). Способность к пониманию эмоций других людей и управлению ими.
  • Шкала ВЭИ (внутриличностный ЭИ). Способность к пониманию собственных эмоций и управлению ими.
  • Шкала ПЭ (понимание эмоций). Способность к пониманию своих и чужих эмоций.
  • Шкала УЭ (управление эмоциями). Способность к управлению своими и чужими эмоциями.
  • Субшкала МП (понимание чужих эмоций). Способность понимать эмоциональное состояние человека на основе внешних проявлений эмоций (мимика, жестикуляция, звучание голоса) и/или интуитивно; чуткость к внутренним состояниям других людей.
  • Субшкала МУ (управление чужими эмоциями). Способность вызывать у других людей те или иные эмоции, снижать интенсивность нежелательных эмоций. Возможно, склонность к манипулированию людьми.
  • Субшкала ВП (понимание своих эмоций). Способность к осознанию своих эмоций: их распознавание и идентификация, понимание причин, способность к вербальному описанию.
  • Субшкала ВУ (управление своими эмоциями). Способность и потребность управлять своими эмоциями, вызывать и поддерживать желательные эмоции и держать под контролем нежелательные.
  • Субшкала ВЭ (контроль экспрессии). Способность контролировать внешние проявления своих эмоций

Интерпретация

Сырые баллы

Утверждениям приписывается значение в баллах, равное числовому значению ответа в бланке ответов. Часть пунктов интерпретируются в обратных значениях:

Шкала Прямые утверждения Обратные утверждения
Понимание чужих эмоций 1, 3, 11, 13, 20, 27, 29, 32, 34 38, 42, 46
Управление чужими эмоциями 9, 15, 17, 24, 36 2, 5, 30, 40, 44
Понимание своих эмоций 7, 14, 26 8, 18, 22, 31, 35, 41, 45
Управление своими эмоциями 4, 25, 28, 37 12, 33, 43
Контроль экспрессии 19, 21, 23 6, 10, 16, 39
Межличностный эмоциональный интеллект 1, 3, 9, 11, 13, 15, 17, 20, 24, 27, 29, 32, 34, 36 2, 5, 30, 38, 40, 42, 44, 46
Внутриличностный эмоциональный интеллект 4, 7, 14, 19, 21, 23, 25, 26, 28, 37 6, 8, 10, 12, 16, 18, 22, 31, 33, 35, 39, 41, 43, 45
Понимание эмоций 1, 3, 7, 11, 13, 14, 20, 26, 27, 29, 32, 34 8, 18, 22, 31, 35, 38, 41, 42, 45, 46
Управление эмоциями 4, 9, 15, 17, 19, 21, 23, 24, 25, 28, 36, 37 2, 5, 6, 10, 12, 16, 30, 33, 39, 40, 43, 44
Общий уровень эмоционального интеллекта 1, 3, 4, 7, 9, 11, 13, 14, 15, 17, 19, 20, 21, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 32, 34, 36, 37 2, 5, 6, 8, 10, 12, 16, 18, 22, 30, 31, 33, 35, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46

Стенайны

Стенайны Сырые баллы по шкалам
МЭИ ВЭИ ПЭ УЭ
1 31 и меньше 28 и меньше 31 и меньше 29 и меньше
2 32–34 29–32 32–34 30–32
3 35–37 33–36 35–37 33–36
4 38–40 37–40 38–40 37–40
5 41–44 41–44 41–44 41–44
6 45–47 45–48 45–47 45–47
7 48–51 49–53 48–51 48–51
8 52–55 54–57 52–56 52–56
9 56 и больше 58 и больше 57 и больше 57 и больше

Стимульный материал

  • Люсин Д.В. Опросник на эмоциональный интеллект ЭмИн: новые психометрические данные // Социальный и эмоциональный интеллект: от моделей к измерениям/Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. М.: Институт психологии РАН, 2009. С. 264 – 278.
  • Тест "Эмоциональный Интеллект" Д. Люсина

    Автор методики исходил из определения эмоционального интеллекта (далее - ЭИ) как способности к пониманию и управлению эмоциями, как своими собственными, так и чужими. Представляется, что эмоциональный интеллект лучше трактовать именно как когнитивную способность и не включать в него (как это делается в некоторых моделях) личностные черты, которые могут способствовать лучшему или худшему пониманию эмоций, но вместе с тем сами не являются компонентами ЭИ. Здесь уместна аналогия с личностными чертами, которые могут влиять на результаты тестов общего интеллекта (например, настойчивость, оптимизм), но тем не менее не входят в структуру интеллектуальных способностей.

    Описание основных шкал и субшкал опросника ЭмИн

    Шкала МЭИ (межличностный ЭИ). Способность к пониманию эмоций других людей и управлению ими.

    Шкала ВЭИ (внутриличностный ЭИ). Способность к пониманию собственных эмоций и управлению ими.

    Шкала ПЭ (понимание эмоций). Способность к пониманию своих и чужих эмоций.

    Шкала УЭ (управление эмоциями). Способность к управлению своими и чужими эмоциями.

    Субшкала МП (понимание чужих эмоций). Способность понимать эмоциональное состояние человека на основе внешних проявлений эмоций (мимика, жестикуляция, звучание голоса) и/или интуитивно; чуткость к внутренним состояниям других людей.

    Субшкала МУ (управление чужими эмоциями). Способность вызывать у других людей те или иные эмоции, снижать интенсивность нежелательных эмоций. Возможно, склонность к манипулированию людьми.

    Субшкала ВП (понимание своих эмоций). Способность к осознанию своих эмоций: их распознавание и идентификация, понимание причин их возникновения, способность к вербальному описанию.

    Субшкала ВУ (управление своими эмоциями). Способность и потребность управлять своими эмоциями, вызывать и поддерживать желательные эмоции и держать под контролем нежелательные.

    Субшкала ВЭ (контроль экспрессии). Способность контролировать внешние проявления своих эмоций.

    Для подсчета баллов ответы испытуемых кодируются по следующей схеме. Для утверждений с прямым ключом: совсем не согласен - 0, скорее не согласен-1, скорее согласен - 2, полностью согласен - 3; для утверждений с обратным ключом: совсем не согласен - 3, скорее не согласен - 2, скорее согласен - 1, полностью согласен - 0.

    Значения по шкалам МЭИ и ВЭИ получаются путем простого суммирования соответствующих субшкал:

    МЭИ = МП + МУ

    ВЭИ = ВП + ВУ + ВЭ

    Другой способ суммирования субшкал дает еще две шкалы - ПЭ и УЭ:

    ПЭ = МП + ВП; УЭ = МУ + ВУ + ВЭ

    Методика М. Холла

    Методика предложена для выявления способности понимать отношения личности, репрезентируемые в эмоциях, и управлять эмоциональной сферой на основе принятия решений. Она состоит из 30 утверждений и содержит 5 шкал:

    эмоциональная осведомленность;

    управление своими эмоциями (скорее эмоциональная отходчивость, эмоциональная неригидность);

    самомотивация (скорее как раз произвольное управление своими эмоциями, исключая пункт 14);

    распознавание эмоций других людей (скорее умение воздействовать на эмоциональное состояние других людей).

    Уровни парциального эмоционального интеллекта в соответствии со знаком результатов:

    14 и более - высокий;

    8-13 - средний;

    7 и менее - низкий.

    Интегративный уровень эмоционального интеллекта с учетом доминирующего знака определяется по следующим количественным показателям:

    70 и более - высокий;

    40 - 69 - средний;

    39 и менее - низкий.

    В ходе исследование был применен критерий Манна-Уитни.

    U-критерий Манна-Уитни используется для оценки различий между двумя малыми выборками (n1,n2?3 или n1=2, n2?5) по уровню количественно измеряемого признака. При этом первой выборкой принято считать ту, где значение признака больше.

    Нулевая гипотеза H0={уровень признака во второй выборке не ниже уровня признака в первой выборке}; альтернативная гипотеза - H1={уровень признака во второй выборке ниже уровня признака в первой выборке}.

    Рассмотрим алгоритм применения U-критерия Манна-Уитни:

    1. Перенести все данные испытуемых на индивидуальные карточки, пометив карточки 1-й выборки одним цветом, а 2-й - другим.

    2. Разложить все карточки в единый ряд по степени возрастания признака и проранжировать в таком порядке.

    3. Вновь разложить карточки по цвету на две группы.

    5. Определить большую из двух ранговых сумм.

    6. Вычислить эмпирическое значение U:

    где - количество испытуемых в - выборке (i = 1,2), - количество испытуемых в группе с большей суммой рангов.

    7. Задать уровень значимости б и, используя специальную таблицу, определить критическое значение Uкр (б). Если, то H0 на выбранном уровне значимости принимается.

    В основу опросника положена трактовка ЭИ (эмоционального интеллекта) как способности к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими. Способность к пониманию эмоций означает, что человек может распознать эмоцию, т.е. установить сам факт наличия эмоционального переживания у себя или у другого человека; может идентифицировать эмоцию, т. е. установить, какую именно эмоцию испытывает он сам или другой человек, и найти для неё словесное выражение; понимает причины, вызвавшие данную эмоцию, и следствия, к которым она приведёт.

    Назначение - диагностика различных аспектов эмоционального интеллекта. В структуре ЭИ выделяются:

    • 1) межличностный ЭИ (МЭИ) - понимание эмоций других людей;
    • 2) внутриличностный ЭИ (ВЭИ) - понимание собственных эмоций, управление ими;
    • 3) ПЭ - способность к пониманию своих и чужих эмоций;
    • 4) УЭ - способность к управлению своими и чужими эмоциями.

    Учащимся - членам нашей выборки было предложено заполнить опросник, состоящий из 46 утверждений (см. Приложение № 1). Нужно было прочитать внимательно каждое утверждение и поставить крестик (или галочку) в той графе, которая лучше всего отражает их мнение.

    Для подсчета баллов ответы испытуемых кодируются по следующей схеме:

    • * для утверждений с прямым ключом:
      • -- «совсем не согласен» - 0 баллов;
      • -- «скорее, не согласен» - 1 балл;
      • -- «скорее, согласен» - 2 балла:
      • -- «полностью согласен» - 3 балла;
    • * для утверждений с обратным ключом:
    • -- «совсем не согласен» - 3 балла;
    • -- «скорее, не согласен» - 2 балла;
    • -- «скорее, согласен» - 1 балл;
    • -- «полностью согласен» - 0 баллов.

    Значения по шкалам МЭИ, ВЭИ, ПЭ и УЭ получаются путем суммирования соответствующих субшкал:

    МЭИ = МП+МУ;

    ВЭИ = ВП+ВУ+ВЭ;

    ПЭ = МП+ВП;

    УЭ = МУ+ВУ+ВЭ.

    После подсчета значений по указанным шкалам мы имеем результаты, приведенные в таблице № 4. Так же, для научной точности мы создали приведённые ниже столбиковые диаграммы, построенные по всем шкалам “ЭИ”.

    Таблица 4. «Результаты по тесту “Эмоциональный интеллект”»

    1. Данил Б.

    2. Софья Г.

    3. Марат Г.

    4. Руслан Г.

    5. Алена З.

    6. Кирилл К.

    7. Милена К.

    8. Никита К.

    9. Никита К.

    10. Даниил Л.

    11. Даниил Л.

    12. Андрей М.

    13. Ирина М.

    14. Юлия М.

    15. Юлия Н.

    16. Даниил П.

    17. Катя П.

    18. Саша П.

    19. Лена П.

    20. Артем П.

    21. Миша П.

    22. Алеша Р.

    23. Павел С.

    24. Ваня С.

    25. Глеб С.

    26. Саша Т.

    27. Маша Ш.

    На данной диаграмме видно, что по шкале межличностного ЭИ (МЭИ - понимание эмоций других людей) высокое значение (47 - 52) имеют 3 человека, среднее значение (40 - 46) - 6 человек, низкое значение (35 - 39) - 5 человек, очень низкое значение (0 - 34) - 13 человек.

    На данной диаграмме видно, что по шкале внутриличностного (ВЭИ - понимание собственных эмоций, управление ими) очень высокое значение (55 и выше) имеют 2 человека, высокое значение (48 - 54) - 2 человека, среднее значение (39 - 47) - 13 человек, низкое значение (34 - 38) - 7 человек, очень низкое значение (0 - 33) - 3 человека.

    На данной диаграмме видно, что по шкале ПЭ (способность к пониманию своих и чужих эмоций) среднее значение (40 - 47) имеют 8 человек, низкое значение (35 - 39) - 4 человека, очень низкое значение (0 - 34) - 15 человек.

    На данной диаграмме видно, что по шкале УЭ (способность к управлению своими и чужими эмоциями) очень высокое значение (54 и выше) имеют 3 человека, высокое значение (48 - 53) - 4 человека, среднее значение (40 - 47) - 13 человек, низкое значение (34 - 39) - 3 человека, очень низкое значение (0 - 33) - 4 человека.

    Кандидат педагогических наук (1995), доцент (2005) кафедры общих закономерностей развития психики факультета психологии Института психологии им. Л. С. Выготского РГГУ.


    Область научных интересов и сфера научной деятельности:

    Область научных интересов - эмоциональный интеллект, восприятие и идентификация эмоций, связь эмоций с когнитивными процессами, проблема кросскультурной специфичности и универсальности эмоций.


    Научно-педагогическая деятельность:

    В РГГУ с 2000 года. Читает курсы лекций «Общая психология», «Современная психология эмоций», «Практикум по психометрике», «Компьютерные технологии в науке и образовании», «Статистические методы и математическое моделирование в образовании».


    Основные публикации:

    • Люсин Д.В. Основы разработки и применения критериально-ориентированных тестов. Учебное пособие для слушателей курсов повышения педагогической квалификации. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1993.
    • Люсин Д.В. Организация знаний об эмоциях: внутренняя структура категории «эмоция» // Познание, общество, развитие / Под ред. Д.В. Ушакова. М.: Институт психологии РАН, 1996. С. 88-101.
    • Высоков И.Е., Люсин Д.В. Внутренняя структура естественных категорий: продуктивная частотность // Психологический журнал. 1997. Т. 18. № 4. С. 69-77.
    • Высоков И.Е., Люсин Д.В. Внутренняя структура естественных категорий: типичность // Психологический журнал. 1998. Т. 19. № 6. С. 103-111.
    • Люсин Д.В. Эмпирический анализ категоризации эмоций // Вопросы психологии. 1999. № 2. С. 50-61.
    • Былкина Н.Д., Люсин Д.В. Развитие представлений детей об эмоциях в онтогенезе // Вопросы психологии. 2000. № 5. С. 38-48.
    • Люсин Д.В. Способность к пониманию эмоций: психометрический и когнитивный аспекты // Социальное познание в эпоху быстрых политических и экономических перемен. Материалы международной научно-практической конференции. 20-24 октября 1999 г. / Под ред. Г.А. Емельянова. М.: ИП РАН, 2000. С. 25-35.
    • Bonis M. de, Lioussine D. Emotions, expressions faciales et primitives iconiques // Emotions, Interactions et Développement. Actes du Colloque international de Grenoble / Ed. par J.-M. Colletta et A.Tcherkassof. Grenoble: Editions Jérôme Millon, 2001. P. 69-73.
    • Люсин Д.В. Эмоциональная регуляция когнитивных процессов // Когнитивная психология. Учебник для студентов высших учебных заведений / Под ред. В.Н. Дружинина, Д.В. Ушакова. М.: Per Se, 2001. С. 333-346.
    • Люсин Д.В. Что выражает выражение лица? // Исследования обучения в контексте культурно-исторического подхода. Материалы вторых чтений, посвящённых памяти Л.С.Выготского. Москва, 15-17 ноября 2001 года / Под ред. Е.Е. Кравцовой, В.Ф. Спиридонова, Ю.Е. Кравченко. М.: Смысл, 2002. С. 243-253.
    • Lioussine D. Components of emotional intelligence and their relations with personality traits and gender // Psychology in dialogue with related disciplines. 8th European Congress of Psychology. 6 - 11 July, 2003, Vienna, Austria. Abstract Book. Wien: European Federation of Psychologists" Associations, 2003. P. 196.
    • Lioussine D. Gender differences in emotional intelligence // 11th Biennial Meeting of the International Society for the Studies of Individual Differences. 13 - 17 July 2003, Graz, Austria. Abstract Book. Graz: University of Graz, 2003. P. 98.
    • Дядюнова М.П., Люсин Д.В. Связь между личностными чертами слушателя и восприятием музыки // Культурно-исторический подход и проблемы творчества. Материалы третьих чтений, посвящённых памяти Л.С. Выготского. Москва, 17-20 ноября 2002 года / Под ред. Е.Е. Кравцовой, В.Ф. Спиридонова, Ю.Е. Кравченко. М.: РГГУ, 2003. С. 46-50.
    • Люсин Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. М.: Институт психологии РАН, 2004. С. 29-36.
    • Социальный интеллект: теория, измерение, исследования / Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. М.: Институт психологии РАН, 2004
    • Люсин Д.В., Михеева Н.Д. Психометрический анализ русской версии теста на социальный интеллект Дж. Гилфорда и М. О"Салливена // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. М.: Институт психологии РАН, 2004. С. 119-128.
    • Люсин Д.В., Марютина О.О., Степанова А.С. Структура эмоционального интеллекта и связь его компонентов с индивидуальными особенностями: эмпирический анализ // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. М.: Институт психологии РАН, 2004. С. 129-140.
    • Робертс Р.Д., Мэттьюс Дж., Зайднер М., Люсин Д.В. Эмоциональный интеллект: проблемы теории, измерения и применения на практике // Психология. Журнал Высшей школы экономики. Т. 1, № 4, 2004. С. 3-26.
    • Овсянникова В.В., Люсин Д.В. Когнитивные характеристики, связанные с переработкой эмоциональной информации // Культурно-исторический подход и исследование процессов социализации. Материалы пятых чтений памяти Л.С. Выготского (Москва, 15 - 17 ноября 2004 года) / Под ред. В.Ф. Спиридонова, Ю.Е. Кравченко. М.: РГГУ, 2005. С. 280-293.
    • Люсин Д.В., Морозов В.П., Есин И.Б., Ямпольский А.Ю. Восприятие эмоциональной экспрессивности речи и эмоциональный интеллект // Труды международной конференции "Функциональные стили звучащей речи": 5 - 7 сентября 2005 года, Москва, МГУ им. М.В. Ломоносова. - М.: Филологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, 2005.
    • Lyusin D. Emotional Intelligence as a Mixed Construct: Its Relation to Personality and Gender // Journal of Russian and East European Psychology, vol. 44, no. 6, November - December 2006. P. 54 - 68.

    Д. В. Люсин исходил из определения эмоционального интеллекта (далее – ЭИ) как способности к пониманию и управлению эмоциями, как своими собственными, так и чужими. Представляется, что эмоциональный интеллект лучше трактовать именно как когнитивную способность и не включать в него (как это делается в некоторых моделях) личностные черты, которые могут способствовать лучшему или худшему пониманию эмоций, но вместе с тем сами не являются компонентами ЭИ. Здесь уместна аналогия с личностными чертами, которые могут влиять на результаты тестов общего интеллекта (например, настойчивость, оптимизм), но тем не менее не входят в структуру интеллектуальных способностей.

    Необходимо также отметить, что существует два основных подхода к измерению эмоционального интеллекта, вокруг которых в современной литературе разворачиваются дискуссии. Один из них – так называемые «объективные» тесты, состоящие из заданий, похожих на задания традиционных интеллектуальных тестов. Основная трудность этого подхода состоит в отсутствии убедительных оснований для определения правильного ответа. Например, на основании чего можно судить, какую эмоцию испытывает персонаж рассказа или человек, изображенный на фотографии? Для ответа на вопросы подобного рода предлагается использовать следующие подходы:

    • оценки экспертов (но многие авторы считают, что нет убедительного критерия для отбора экспертов в этой области),
    • оценки большинства испытуемых (но это противоречит самой идее тестов интеллекта и способностей, особенно в случае трудных заданий, с которыми должна справляться меньшая часть выборки),
    • мнение разработчиков тестовых заданий, например, актеров, имитирующих эмоции при создании тестового материала, или художников, создающих изображения с теми или иными эмоциями (но возникает сомнение, что актеры или художники достаточно точно изображают эмоции, кроме того, высока вероятность, что они их утрируют и стереотипизируют, что снижает экологическую валидность тестового материала).

    Проблема выбора правильного ответа остается не решенной, при этом разные способы ее решения на материале одно и того же теста нередко дают результаты, плохо согласующиеся друг с другом.

    Другой методический подход к измерению ЭИ состоит в использовании опросников. Главный его недостаток – опора на самоотчет, что входит в противоречие с попыткой измерять ЭИ как один из видов интеллектуальных способностей. Одна из проблем использования опросников на ЭИ состоит в том, что они, как правило, слабо коррелируют с интеллектуальными тестами и значительно более тесно – с личностными опросниками. В связи с этим критиками высказывается предположение, что опросники на ЭИ измеряют не что иное, как некоторую комбинацию личностных черт.

    Более подробный анализ психометрических свойств методик, представляющих два эти подхода к измерению ЭИ, показывает, что они слабо коррелируют друг с другом, а паттерны их корреляций с методиками, измеряющими другие конструкты, совпадают недостаточно (Робертс и др., 2004). Следовательно, можно предположить, что эти два типа методик измеряют либо вообще довольно разные конструкты, либо, в лучшем случае, разные стороны ЭИ. Представляется, что в сложившейся ситуации оптимальным является использование в практической и исследовательской работе одновременно разных методических подходов для оценки ЭИ.

    Необходимо отметить, что опросники на эмоциональный интеллект, включая и ЭмИн, измеряют не саму способность понимать эмоции или управлять ими, а представления людей о своем эмоциональном интеллекте. Очевидно, что представления человека о каком-то своем свойстве отличаются от истинной выраженности этого свойства, но измерение представлений о своем ЭИ, с одной стороны, дает важные для психолога сведения о человеке, с другой стороны, предоставляет косвенную информацию и о подлинном уровне его ЭИ. Здесь уместно вспомнить результаты исследований А. Бандуры, показывающие, что самоэффективность (т. е. представления о своей эффективности) связана с реальной эффективностью деятельности.

    Следовательно, и представления человека о своем ЭИ, его уверенность (или неуверенность) в своей компетентности в данной области, до некоторой степени отражают его ЭИ.

    Согласно теоретической модели, лежащей в основе опросника ЭмИн (Люсин, 2004), в его структуре можно выделить, с одной стороны, внутриличностный и межличностный ЭИ (по направленности на свои или чужие эмоции), с другой стороны, способности к пониманию и управлению эмоциями. Таким образом, в структуре ЭИ априорно выделяется два «измерения», пересечение которых дает четыре вида ЭИ.

    Для создания опросника ЭмИн были разработаны утверждения на каждый вид ЭИ. В исследованиях с использованием предварительных версий опросника приняли участие несколько сотен испытуемых.

    Серия факторно-аналитических процедур показала, что более или менее устойчиво выделяется пять факторов, в целом соответствующих предложенной структуре. В окончательном виде опросник ЭмИн состоит из 46 утверждений, по отношению к которым испытуемый должен выразить степень своего согласия, используя 4-балльную шкалу (совсем не согласен, скорее не согласен, скорее согласен, полностью согласен). Эти утверждения объединяются в пять субшкал, которые, в свою очередь, объединяются в четыре шкалы более общего порядка.

    Описание основных шкал и субшкал опросника ЭмИн:

    • Шкала МЭИ (межличностный ЭИ) . Способность к пониманию эмоций других людей и управлению ими.
    • Шкала ВЭИ (внутриличностный ЭИ) . Способность к пониманию собственных эмоций и управлению ими.
    • Шкала ПЭ (понимание эмоций) . Способность к пониманию своих и чужих эмоций.
    • Шкала УЭ (управление эмоциями) . Способность к управлению своими и чужими эмоциями.
    • Субшкала МП (понимание чужих эмоций) . Способность понимать эмоциональное состояние человека на основе внешних проявлений эмоций (мимика, жестикуляция, звучание голоса) и/или интуитивно; чуткость к внутренним состояниям других людей.
    • Субшкала МУ (управление чужими эмоциями) . Способность вызывать у других людей те или иные эмоции, снижать интенсивность нежелательных эмоций. Возможно, склонность к манипулированию людьми.
    • Субшкала ВП (понимание своих эмоций) . Способность к осознанию своих эмоций: их распознавание и идентификация, понимание причин их возникновения, способность к вербальному описанию.
    • Субшкала ВУ (управление своими эмоциями) . Способность и потребность управлять своими эмоциями, вызывать и поддерживать желательные эмоции и держать под контролем нежелательные. Субшкала ВЭ (контроль экспрессии). Способность контролировать внешние проявления своих эмоций.

    Валидизация

    В исследовании с использованием опросника ЭмИн приняли участие 745 испытуемых, 166 (22 %) мужского пола и 579 (78 %) женского пола. Возраст испытуемых – от 16 до 67 лет (среднее значение 28,1, стандартное отклонение 11,6). 52 % испытуемых были в возрасте до 23 лет, в связи с чем некоторые виды психометрического анализа проводились отдельно по возрастным группам. Выборка состояла из 25 старшеклассников из Москвы, 374 студентов вузов Москвы и Великого Новгорода, обучавшихся по различным специальностям, и 346 специалистов различного профиля из Москвы и Усть-Илимска.

    Внутренняя согласованность основных шкал составила от 0,75 до 0,79, что является достаточно высокими показателями для опросников. Внутренняя согласованность субшкал несколько ниже (в районе 0,7), но и ее можно признать удовлетворительной, за исключением субшкалы ВЭ (0,57).

    Был проведен анализ половых различий по шкалам опросника. Ни по одной из шкал и субшкал не было обнаружено значимых различий между дисперсией у мужчин и женщин. Что касается средних, то у мужчин оказались выше значения по всем шкалам, причем эти различия высоко значимы для шкал «Внутриличностный эмоциональный интеллект» и «Управление эмоциями», и находятся на границе традиционно принятого уровня значимости 0,05 для шкал «Межличностный эмоциональный интеллект» и «Понимание эмоций». Эти результаты интересны тем, что они противоречат общепринятой точке зрения (часто подтверждаемой эмпирически), что женщины обладают более высоким эмоциональным интеллектом. Возможное объяснение состоит в том, что в рамках самоотчета испытуемые мужского пола демонстрируют большую уверенность в своей компетентности и более высокую самоэффективность. Обращает на себя внимание, что наибольшие различия наблюдаются по тем шкалам, где преимущество мужчин соответствует гендерным стереотипам, например, представлениям о том, что мужчины лучше контролируют эмоциональную экспрессию и вообще собственные эмоции.

    Также была проанализирована связь шкал опросника ЭмИн с возрастом. Испытуемые были разделены на три возрастные группы: от 16 до 25 лет (431 испытуемый), от 26 до 45 лет (221 испытуемый) и от 46 до 67 лет (93 испытуемых). Дисперсионный анализ показал, что есть значимые различия только по шкале «Внутриличностный эмоциональный интеллект» – в старшей возрастной группах среднее значение выше (44,7), чем в младшей (42,6). В целом можно сделать вывод, что возраст испытуемых существенно не влияет на результаты опросника, и поэтому можно проводить статистический анализ и выводить тестовые нормы без учета этой переменной.

    Пройти

    Интерпретация

    Интерпретация

    Описание шкал

    Субшкала МП (понимание чужих эмоций ). Способность понимать эмоциональное состояние человека на основе внешних проявлений эмоций (мимика, жестикуляция, звучание голоса) и/или интуитивно; чуткость к внутренним состояниям других людей.

    Субшкала МУ (управление чужими эмоциями ). Способность вызывать у других людей те или иные эмоции, снижать интенсивность нежелательных эмоций. Возможно, склонность к манипулированию людьми.

    Субшкала ВП (понимание своих эмоций ). Способность к осознанию своих эмоций: их распознавание и идентификация, понимание причин их возникновения, способность к вербальному описанию.

    Субшкала ВУ (управление своими эмоциями ). Способность и потребность управлять своими эмоциями, вызывать и поддерживать желательные эмоции и держать под контролем нежелательные.

    Субшкала ВЭ (контроль экспрессии ). Способность контролировать внешние проявления своих эмоций.

    Шкала МЭИ (межличностный эмоциональный интеллект ). Способность к пониманию эмоций других людей и управлению ими.

    Шкала ВЭИ (внутриличностный эмоциональный интеллект ). Способность к пониманию собственных эмоций и управлению ими.

    Шкала ПЭ (понимание эмоций ). Способность к пониманию своих и чужих эмоций.

    Шкала УЭ (управление эмоциями ). Способность к управлению своими и чужими эмоциями.

    Процесс интерпретации

    Чем выше Ваши баллы по конкретной шкале, тем более выражена у Вас эта способность.

    Шкалы Слабая выраженность Средняя выраженность Сильная выраженность
    Понимание чужих эмоций <20 20-28 >28
    Управление чужими эмоциями <15 15-23 >23
    Понимание своих эмоций <15 15-23 >23
    Управление своими эмоциями <10 10-17 >17
    Контроль экспрессии <7 7-14 >14
    Межличностный эмоциональный интеллект <37 37-50 >50
    Внутриличностный эмоциональный интеллект <35 35-51 >51
    Понимание эмоций <36 36-50 >50
    Управление эмоциями <35 35-51 >51

    Перевод сырых баллов по шкалам в стенайны

    Стенайны Сырые баллы по шкалам
    МЭИ ВЭИ ПЭ УЭ
    1 31 и меньше 28 и меньше 31 и меньше 29 и меньше
    2 32–34 29–32 32–34 30–32
    3 35–37 33–36 35–37 33–36
    4 38–40 37–40 38–40 37–40
    5 41–44 41–44 41–44 41–44
    6 45–47 45–48 45–47 45–47
    7 48–51 49–53 48–51 48–51
    8 52–55 54–57 52–56 52–56
    9 56 и больше 58 и больше 57 и больше 57 и больше

    Последние материалы раздела:

    как его можно увидеть и усилить
    как его можно увидеть и усилить

    Жертвы странной болезни излучают свет, не уступающий по силе электрическому. Таможенники, оформляя документы на автомобиль, обнаружили, что...

    Звезды рекомендуют: лучший день для шопинга Осознанного вам шопинга и удачных покупок
    Звезды рекомендуют: лучший день для шопинга Осознанного вам шопинга и удачных покупок

    Не исключено, что в ближайшие дни вы будете ограничены в деньгах. Вы уверите себя, что вам ничего не нужно – ибо недоступно. Звезды рекомендуют вам...

    Кто такие вегетарианцы и какими они бывают?
    Кто такие вегетарианцы и какими они бывают?

    Вегетарианство - это частичный или полный отказ от продуктов, которые имеют животное происхождение.Данный принцип питания становится все более...